18 мая в нашей библиотеке прошел вечер памяти удивительного человека, Кароля Войтылы, которого весь мир знает как Папу Иоанна Павла II. Его имя носит Центр польской культуры , с которым мы давно и плодотворно сотрудничаем.
Итак, о Кароле Войтыле. Кароль Юзеф Войтыла родился в городе Вадовице, в южной Польше, в семье бывшего офицера австрийской армии. Он был младшим из двух детей Кароля Войтылы-старшего и Эмилии Качоровской, которая умерла, когда будущему папе было всего девять лет. Не достигнув 20-летнего возраста, Кароль Войтыла-младший остался круглым сиротой. Кароль успешно учился. Окончив лицей в 1938, накануне Второй мировой войны он поступил на философский факультет Ягеллонского университета в Кракове. Тогда же Кароль стал членом театрального кружка "Студия 38". Во время немецкой оккупации, чтобы избежать угона в Германию, он оставил учёбу и работал в каменоломне близ Кракова, а потом перешёл на химический завод. В 1942 Кароль Войтыла записался на общеобразовательные курсы подпольной Краковской духовной семинарии. Тогда же он стал одним из инициаторов действовавшего подпольно "Рапсодического театра". В 1944 архиепископ Краковский кардинал Стефан Сапега по соображениям безопасности перевёл Войтылу вместе с другими "нелегальными" семинаристами на работу в епархиальное управление в архиепископском дворце, где Кароль остался до конца войны. Ещё в юности он стал полиглотом и достаточно бегло разговаривал на девяти языках - на родном польском, словацком, русском, итальянском, французском, испанском, португальском, немецком и английском. А также, разумеется, знал латынь. Кароль Войтыла стал первым Папой славянского происхождения и был назван папой-пилигримом (совершил более 180 паломничеств, чего не делал ни один из его предшественников). будучи папой, Иоанн Павел II принес покаяние от лица западно-христианской церкви за преступления времен крестовых походов и инквизиции. В октябре 1992 Римско-католическая церковь реабилитировала Галилео Галилея, а в октябре 1993 - Николая Коперника. В августе 1997 Иоанн Павел II признал вину церкви в массовом уничтожении протестантов во Франции во время Варфоломеевской ночи 24 августа 1573, а в январе 1998 принял решение открыть архивы Святой инквизиции. 12 марта 2000 в ходе традиционной воскресной мессы в соборе Святого Петра Иоанн Павел II публично покаялся в грехах католической церкви. Он просил прощения и признал вину церкви за восемь грехов: преследование евреев, раскол церкви и религиозные войны, крестовые походы и оправдывающие войну теологические догматы, презрение к меньшинствам и бедным, оправдание рабства. Никогда в истории человечества ни одна религия или конфессия не приносила подобного покаяния. Иоанн Павел II признавал обвинения в адрес католической церкви - в частности, в молчании во время событий Второй Мировой войны и Холокоста, когда католические священники и епископы ограничились спасением евреев и других преследуемых нацистами людей.
А еще он писал стихи, драмы, философские трактаты. Человек многогранный и щедро наделенный талантами. Предлагаю прочитать несколько стихотворений в русском переводе.
Кароль Войтыла
ИЗ ЦИКЛА "ПЕСНЬ О БОГЕ СОКРЫТОМ"
Остави, Господи, меня
и разум мой бескрылый
на немощи не обрекай,
не истощай мне силы.
- нет благодарности
такой,
чтоб вечность мне
объять
и сердца солнечной
стрелой
измерить благодать -
- а если б и постиг я
мир,
пожар бы воспылал, -
раздай я хоть всего
себя -
я ничего б не дал.
А Ты, Предвечный, с
каждым днем
мне убавляешь силы,
вверяя Свой безмерный
Дом
душе моей бескрылой.
1944
МАГДАЛИНА
Дух внезапно
взметнулся, плоть за ним не поспела,
осталась там, где
была. И подступила боль.
Боль эта не утихнет,
пока не созреет тело
и не отыщет в духе
пищу себе - а не голод.
Боль любви - не
мгновенье: недели, месяцы, годы.
Речи мои немые -
корня сухого стон.
Содрана с губ помада.
В ошибке - истины всходы.
И все же засуху мира
не я ощущаю - Он.
КАНУН ПАСХИ
1966"
I.2. НАЧИНАЕТСЯ
РАЗГОВОР С БОГОМ
Плоть человеческая
умирает чаще и раньше, чем дерево.
Но жив человек за
порогом смерти, в катакомбах и криптах.
Жив человек ушедший -
в тех, кто приходит после.
Жив человек, что
приходит, в тех, кто ушел до него.
Жив человек вне ухода
и вне прихода
- в себе
и в Тебе.
Люди, подобно мне,
ищут плоть, которую Ты им даруешь.
Каждый уходит к Тебе,
тело оставив истории.
И каждый в момент
ухода - больше, чем вся история,
часть которой - он
сам (фрагмент какого-то века
или фрагменты двух
веков, соединенные в жизнь). (1966) Посмотреть , как проходил вечер можно в ФОТОАЛЬБОМЕ, в категории "ПОЛЬСКИЙ КЛУБ"
nbsp;p class=p class=p class=span style=
|