22 марта в 16-00 мы приглашаем всех в наш киноклуб "Шедевры славянского кино". Повод: Фильм легендарного режиссера Андрея Тарковского "Зеркало" (1974). Фильм-воспоминание, а точнее, фильм-размышление. Первоначальное рабочее название фильма — «Белый, белый день». Это один из последних фильмов Тарковского снятого на Родине перед вынужденной эмиграцией. Фильм непростой, но жизнь тоже непроста. Приглашаем всех, кто согласен думать!
Вот информация об этом фильме:
«Зе́ркало» — во многом автобиографичный фильм Андрея Тарковского.
Сюжет
Алексей (Игнат Данильцев) смотрит телевизор, где показывают, как врач лечит
сильно заикающегося юношу. События происходят в трёх временных
пластах: до, во время, и после войны. Фильм состоит из сновидений и
воспоминаний Алексея. Воспоминания и сны касаются в основном матери,
деревенского дома, где Алексей провел детство, а также жены Алексея Натальи и
его сына Игната. Главные события в жизни героя — развод матери,
послевоенное детство — поданы плавно, события постепенно сменяют друг
друга, чередуясь с кадрами кинохроники. Семейные разговоры придают уют картине,
в финале — неторопливый разговор юных родителей Алексея о ребёнке,
которого они только ещё ждут. Главный герой киноповествования, — Алексей,
находится в кадре, только будучи ребёнком. Взрослым в «полный рост» он не
показан: мы слышим его голос (И. Смоктуновский), видим его руки, и его самого
(возможно, на смертном одре), — камера смотрит словно бы его глазами. В
фильме много документальных вставок Гражданской войны в Испании, Великой Отечественной, пограничного конфликта с Китаем,
запуска советских стратостатов. Фильм сопровождается звучащими за кадром стихами
Арсения Тарковского в
исполнении автора, музыкой Баха, Пёрселла и других композиторов.
Текст от автора читает Иннокентий
Смоктуновский
Стихи читает Арсений Тарковский
Признание
- В 1980 году фильму «Зеркало» был
присуждён приз «Давид ди Донателло» за лучший
иностранный фильм, показанный в Италии.
- Во время опроса 846
кинокритиков от Sight & Sound (2012) за
«Зеркало» было подано больше голосов, чем за любой другой фильм
Тарковского (19-е место в итоговом списке величайших фильмов)[1].
По итогам же опроса 358 кинорежиссёров «Зеркало» заняло 9-е место[2].
- Фрагменты из фильма
используются в картинах «Кино про кино» (2002) и «Кэнди» (2006)[3]/
Варианты интерпретаций
- В зеркале человек видит
себя. Так и в этом фильме главного героя не показывают, все действия
показываются так, как он их воспринимает, видит в отражении своего
сознания. Именно поэтому мать и жена видятся ему как один образ, одни
герои фильма иногда замещаются другими.
- В.Михалкович,
«Кинотавр-96», программа «Выбор критика»: «Для
меня величайший фильм „всех времен и народов" — „Зеркало" Тарковского
. Кино в высших своих достижениях давно стало искусством, способным
выражать глубочайшие философские истины. Тем самым оно сравнимо, скажем, с
прозой Достоевского или драматургией Шекспира. Но нигде, ни в одном из
этих достижений не показан столь впечатляюще и проникновенно,
причём — чисто кинематографически, без посредства
абстракций, мир за гранью „тайцзи" — Великого предела, то есть утратившей гармонию
„инь" и „ян" — мужского и женского начал».
Андрей Тарковский о своём фильме
- «В „Зеркале" мне хотелось
рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о
моих взаимоотношениями с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом
чувстве долга».
- «Успех „Зеркала" меня
лишний раз убедил в правильности догадки, которую я связывал с проблемой
важности личного эмоционального опыта при рассказе с
экрана. Может быть, кино — самое личное искусство, самое интимное.
Только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в
убедительный аргумент при восприятии»[4].
- «„Зеркало" — антимещанское кино, и
поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало" религиозно. И конечно, непонятно массе,
привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть
живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем
другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного
„сюжета"»
|